Человек на солнечных батарейках!
Я заболела. Точнее не так, болею я уже давно, а теперь выяснила точное название своего диагноза. Ломография. Это такой альтернаивный стиль фотографирования - спонтанно щелкать фотоаппаратом во все стороны.

Началось все в 6 лет, когда дедуля подарил мою первую "Смену". Меня затянуло. К 10 годам я освоила проявку пленок и печать фотографий. Потом как грибы начали появляться фотолаборатории, и в это же время из продажи исчезли всяческие реактивы для печати фотографий, так что этот фотоэтап я отдала на аутсорсинг. В 12 лет я впервые поехала одна за рубеж - в Венгрию, и большую часть своих карманных денег спустила... на фотоаппарат! Милую такую "мыльницу", да еще розового цвета, зато со встроенной вспышкой, чем моя "Смена" похвастать не могла. Ну и понеслось... Фотографировалось всё и все. Друзья звали не иначе как папарацци, и не смотря на то, что их волновало стремительное разбухание моих "компроматных папок", все равно с удовольствием позировали, а еще больше радовались неожиданным, "подловленным" кадрам. К 11 классу за мной закрепилась должность штатного оператора (в одной руке фотоаппарат, в другой - видеокамера). Фотоаппараты менялись по мере раздалбывания или утапливания (на моей совести гибель дедулиного "Зенита", хотя я все-таки считаю, что он сдох в моих руках по стечению обстоятельств, а не из-за моей безалаберности, тем паче последние 4 кадра, сделанные мною на нем сейчас любимейшие фото в нашей семье - это самые удачные бабулины снимки в пожилом возрасте). Фотоаппаратам в моих руках вообще несладко приходилось, и при катании на катамаране/катере, и при спуске кубарем со снежной горы, и при полете с парашютом, и при карабканье по скале к водопаду, и при безумствах на песчаных пляжах, короче, где бы я не оказывалась, фот неизменно был со мной.

Дедуля, конечно, все время критиковал, что в кипах моих фотоальбомов нет никакой художественной ценности. Что я как акын - что вижу, то пою, то есть в моем случае, фотографирую. (Хотя за отдельные кадры удержаться и не похвалить не смог.) Но тем не менее, когда мы подарили ему "зеркалку" Canon, test-drive её доверил мне. Полгода я наслаждалась. Потом умерла бабуля. Я сразу же вернула дедулин фотоаппарат, что бы хоть чуть-чуть переключить его на любимое увлечение.

Возвращаться к простой "мыльнице" мне стало неинтересно. А жажда творчества спокойно сидеть на месте не давала.

И тут на одной из лекций по маркетингу нам рассказывают историю про фотоаппарат ЛОМО. Есть в Питере завод "ЛОМО" - очень серьезное предприятие. Выпускает головки самонаведения ракет, перископы для подводных лодок, лазерные прицелы для танков, системы управления огнем для кораблей, телескопы для спутников-шпионов. И еще массу полезных вещей. Фотоаппараты для "ЛОМО" - вещь несерьезная, "нагрузка", которую обязано было выпускать всякое советское оборонное предприятие. В постперестроечное время решило оно от этого невыгодного направления отказаться, прекратить выпуск фотоаппаратов. А тут приходит факс из Вены, оказывается, что Австрии существует общество фанатов нашей маленькой ЛОМОкамеры, они уже скупили все аппараты в Европе и хотят еще. И много. Новый рынок сам нашел производителя.

Будучи любознательной, я стала искать в и-нете подробности этой истории. Забрела на сайт Ломографического Посольства в России.

Началась ломография с прикола. Два австрийских студента Венской академии искусств Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер отдыхали в Праге, и Маттиас всего за 12 долларов купил на складе магазинчика фототоваров "ЛОМО-компакт". Друзья исколесили всю Прагу, снимая все подряд, не глядя в объектив, что называется, "навскидку". Потом, вернувшись в Вену, продолжили забавляться с камерой на крыше студенческого общежития. Отпечатав фотографии и выложив из них панно, друзья были поражены результатом. Это были снимки "сохраняющие воспоминания". Молодые люди решили организовать выставку ломографий - снимков, сделанных с помощью "ЛОМО-компакта". Поскольку денег на это не было, предприимчивые студенты зарегистрировали себя как официальную организацию и обратились за поддержкой в Венский муниципалитет. Так в Вене в 1993 году родилось Международное Ломографическое общество. Сейчас Ломографическое общество - это мощная организация, ряды которой постоянно пополняются. Она открыла в разных странах около 50 посольств, которым предоставляется право на использование идеи, а также сами фотоаппараты.

Австрийцы придумали забавную расшифровку слову LoMo - "love and motion" - любовь и движение. Именно это выражение стало девизом Ломографического общества.

Ломолюди живут своей ломожизнью. Общаются с ломоподобными. Слушают ломомузыку. Питаются ломоедой. Они выскакивают из-за угла и клацают у вас перед носом затвором своей ломокамеры. А потом еще раз - клац! Не бойтесь, они не опасны. Ломограф - это человекофотокамера. Это стиль жизни.

Десять заповедей ломографа:

1. Всегда иметь при себе камеру.

2. Снимать в любое время дня и ночи.

3. Ломография - часть твоей жизни.

4. Снимай от бедра.

5. Подходи к объекту съемки как можно ближе.

6. Не думай.

7. Будь быстр.

8. Ты не знаешь заранее, что получится.

9. Да и после съемки не знаешь тоже.

10. А теперь забудь все правила и снимай.

Они снимают от бедра, не прицеливаясь. Все подряд. Камень, собственный ботинок, ваш глаз, нос, унитаз, вывеску, морковку, трехногую собаку, солнечный блик в луже, маслину в коктейле... Они изводят километры пленки, а потом клеят из маленьких фоток большие панно - ломостены. Изображение жизни как она есть.


Сегодня у меня появился свой маленький ЛОМО. Ловец живого потока жизни, движений и эмоций. Это мой новый бзик, наполненный веселым смыслом и живой энергией счастья.

Улыбайтесь, ведь в любой момент вы можете попасть в мой объектив!